ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫША
ТАБЛИЦА оценки физического развития малыша
- В положении на спине обратите внимание на положение туловища малыша, есть ли отклонение от вертикальной средней оси тела (воображаемая линия проведенная через нос, пупок и ниже).
Если отклонение есть, укажите в какую сторону относительно малыша — левую или правую.
Если отклонения нет — продолжаем осмотр, в графе пишем нет.
На фото хорошо видно как выглядит пример отклонения оси тела от средней линии.
2). В положении на спинке обратите внимание на положение головы относительно туловища — нет ли наклона головы?
Если наклон головы есть — указываем в какую сторону относительно малыша.
Если наклона нет — пишем нет.
На фото хорошо видно как головка подтянута к правому плечу.
3). Подтягивает ли малыш плечики к голове?
Если да — то это должно выглядеть, как будто голова вжата в туловище. Такой вариант возможен только если в прошлом пункте вы ответили нет, то есть это симметрично.
Указываете в графе да или нет.
4). Вкладываем малышу свои большие пальцы в ладошку — он хватает?
Обеими руками?
Описываем обеими ли руками и хватает ли вообще. Обращаем внимание на положение большого пальчика малыша.
5). Держит ли малыш кулачки в спокойном состоянии в положении на спине и на животе — описываем как малыш делает чаще.
6). Проба на тракцию — подтягивание малыша к себе за ручки — свой большой палец вкладываем в ладошку, остальными четырьмя поддерживаем кисть, даем команду «поднимайся» и тянем за ручки на себя.
Описываем — запрокидывает ли голову? Висит на ручках или подтягивается?
7). При пробе на тракцию обратите внимание на животик малыша — видно как мышцы напрягаются? Нет ли пупочной грыжи (со слов врача) или не видите ли вы сами, что пупок надувается?
8). Возьмите ручки малыша за кисти и отведите их в стороны, а затем прямые ручки поднимите вверх.
Важно оценить:
- обе ручки одинаково свободно следуют за вашими руками, либо есть напряжение и движение вверх затруднено?
- затруднение движения вверх симметричное или только с одной стороны?
- малыш испытывает дискомфорт во время движений в плечевом суставе?
9). Опишите положение ножек малыша — свободно разбросаны? Или подтянуты к животику?
+ выпрямите ножки и сравните все складочки и длину ног.
На фото — ножки малыша свободно лежат прямо, на правой ножке складочка более выражена, чем на левой.
Лежа на спине возьмите обе ножки чуть ниже коленного сустава, обхватив ладонью одновременно голень и бедро, согните в коленном суставе и аккуратно разведите одновременно обе ноги в сторону (это упражнение называется «лягушка»).
ЧТО НУЖНО ОЦЕНИТЬ:
- во время разведения согнутых ножек есть сопротивление со стороны малыша: ноги напряжены и очень сложно их развести;
- если сравнивать между собой правую и левую ножки: одинаковый угол образуется в момент разведения ног?
- если малышу более 2-3х месяцев, то при разведении согнутая нога должна касаться ровной поверхности (т.е. обе ножки ложатся на стол при разведении). Если малыш младше 2-3 месяцев, то допустимо то, что ноги не соприкасаются со столом, но угол, который образуется при разведении ног должен быть не менее 140 градусов.
- ВАЖНО, чтобы данное разведение ножек не доставляло малышу дискомфорт, чтобы он не плакал. Если при разведении малыш плачет, то разводите ножки настолько, чтобы кроху это не беспокоило;
- есть ли при разведении ножек щелчок? Если да, то это один из малых признаков дисплазии тазобедренного сустава.
10). Оцениваем стопы — нет ли привычного положения стопы? Поджимает ли малыш пальчики?
11). Переворачивается малыш сам на животик? А на бок?
Правый или левый?
Описывайте в соответствующей графе.
12). Переворачиваем малыша на животик и оцениваем положение туловища — есть ли наклон?
Если есть — в какую сторону?
Если нет — продолжаем осмотр.
13). Описываем как малыш опирается на ручки — на полное предплечье и свободно? Или подтягивает ручки под тело? Или ручки разбросаны в разных стороны и нет на них опоры? Убирает их назад и парит?
14). Есть ли наклон головы в положении на животике?
Если есть — описываем к какому плечу?
15). Как долго и высоко ли удерживает головку малыш в положении на животике? Во все ли стороны вертит головой?
16). Сравниваем количество складочек под попкой на ножках и описываем — симметричные ли они? Одинаковое ли их количество?
На фото есть асимметрия складочек под попой.
17). Потеют ли ладошки и стопы у малыша? Есть ли стирание волосиков на затылке?
ОСМОТР ОКОНЧЕН!
Вы сделали огромную и очень важную часть работы над моторным развитием, вы обозначили свою точку А — точку, с которой стартуете. Знать, на что обратить внимание при оценке моторного развития очень важно!
Теперь у вас есть поэтапное и чёткое представление о пробелах в моторном развитии и слабых зонах вашего малыша! Вы знаете, на что обратить более острое и тщательное внимание при занятиях.
И самое главное, теперь вы максимально тщательно сможете отследить прогресс — пожалуйста, сделайте оценку развития по методичке в первый день занятий, через 10 дней и далее рекомендуется делать отметки каждые 10-14 дней.
Важно понимать, что все прорехи корректируются с помощью массажа и упражнений.